« НазадРавнодушие власть придержащих 13.02.2019 12:41Дом-мастерская знаменитых оренбургских скульпторов Гавриила и Надежды Петиной продаётся и любой желающий может его купить Практически все оренбуржцы знают и любят работы этой известной и прославленной семьи: Пушкин и Даль, памятник первому губернатору Ивану Ивановичу Неплюеву, губернатору Василию Перовскому, историку Оренбургского края Рычкову, воинам — «афганцам» . Это все Надежда Петина. А ее отец ваял для своего времени – памятник И.В.Сталину и К.Е.Ворошилову на Царицинском фронте. Его хорошо помнит старшее поколение оренбуржцев, памятник стоял на левом берегу Урала в Зауральной роще. Я сама видела старый снимок, ребятишки пионеры и их воспитатели позируют возле памятника. Эта фотография впечатляет. Несколько работ Петина, посвященных советскому генералиссимусу, находились в краеведческом музее. А скульптура Валерию Чкалову вдохновляет студентов до сих пор на «высший пилотаж» в учёбе , так как и сегодня украшает второй этаж педагогического университета. Работы отца и дочери несомненно являются гордостью Оренбургской области. Свои, наши, доморощенные (от словосочетания «дома растили»). Их скульптуры такие родные, понятные каждому, очень живые. Каждый памятник обладает своей харизмой! Ведь отец и дочь поставили перед собой цель-украсить родной Оренбург. Жаль, что Гавриил Алексеевич так рано ушел из жизни, ему не было и сорока, но Надежда все же успела впитать запах глины, мастерской, видела напряженную работу отца, его творчество. Сама училась, запоминая все из мановений рук отца, его возможностей придавать куску глины поистине волшебное свойство становиться живой, превращаться в образ человека, в окружающий его удивительный мир. Близки оказались творцы народу еще и тем, что вышли из него. Гавриил Алексеевич начинал с простого штукатура, сапожного мастера, который буквально за пять-семь лет сделал карьеру от самодеятельного художника до настоящего профессионала, члена Союза художников, участника многих Всероссийских выставок. А Надежда после окончания Петербургского художественного института им. Ильи Репина вернулась в родной Оренбург. И тоже столкнулась с трудностями. Долгое время ей пришлось быть единственным скульптором в городе, решать очень сложные задачи в одиночку. Такой пример всегда вдохновляет. Он показывает, что можно достичь вершин даже простому человеку, не родившемуся в «золотых пеленках». Нужно лишь приложить много труда и умения. Надежду Петину любят многие жители Оренбурга. О ней много писала журналистка и поэтесса Надежда Емельянова и даже была удостоена того, что Надежда Гавриловна слепила ее вдохновенный портрет. Петину знают все от простого горожанина , до губернатора. Характер у скульптора серьезный, вдумчивый, решительный, но очень светлый, добрый и щедрый. Сколько своих произведений Надежда Гавриловна подарила музеям города, сколько экспозиций, даже за последнее время было открыто в Оренбурге благодаря тому, что она отдавала туда плоды своего труда и вдохновения. «Основная черта характера Надежды Гавриловны – жизнелюбие, — пишет искусствовед, заслуженный работник культуры Лидия Медведева. – Отсюда и разнообразие тем, сюжетов, жанров. В ее творческом багаже – композиционные работы, памятники, портреты, рельефы, чудесная малая пластика, керамические вазы и тарелки». Ныне Надежда Гавриловна Петина — заслуженный художник России, почетный гражданин города Оренбурга. Живет практически одиноко, большие несчастья постигли ее семью, умерла дочь и зять. Сирота внук учится в Москве. Надежде Гавриловне много лет, она часто стала хворать. И, конечно, задумалась о будущем. Нашей редакции стало известно, что мастерская, принадлежащая Гавриилу и Надежде Петиным выставлена на продажу. Тихий, » работящий» дом на улице Комсомольской, про который люди говорили, что здесь грабители убили знаменитого скульптора-отца.И вот дом со всей его творческой и трагической историей выставлен на продажу. Надежда Гавриловна вынуждена была так поступить, потому что не нашла поддержки ни в городской, ни в областной администрации, чтобы дом, к примеру, приобрели в качестве музея. Сделали его доступным для всех оренбуржцев, водили туда экскурсии. Здание построено в 1940-х годах Гавриилом Алексеевичем, с просторной светлой мастерской и уютным, ухоженным внутренним двориком-садом, где есть фонтан. Здесь в мастерской, хранятся его произведения и работы его дочери. Несколько лет назад Оренбургский областной музей изобразительных искусств и лично его директор Юрий Комлев выступил с инициативой создания в городе мемориального комплекса Гавриила Алексеевича и Надежды Гавриловны Петиных. Тема уже поднималась в СМИ. «Идея возникла около семи лет назад, а сам проект подробно обсуждался на прошлом юбилее Петиной. В 2015 году в музее ИЗО представили предполагаемый мемориальный комплекс: каким он мог бы быть. Тогда ещё были сохранены эскизы, позволяющие проследить путь от идеи до полноценного изваяния скульптуры, редкие экспонаты отца и дочери, а также мебель военного и послевоенного времени» — писали местные журналисты . — Мастерскую, что на улице Максима Горького, Надежда Петина передала Союзу художников, — говорит заместитель директора музея ИЗО по научной работе, искусствовед Лидия Медведева. – Но музей делал всё, чтобы оставить и ту, что на Комсомольской в качестве мемориального дома-музея двух скульпторов. Сам дом сохранился практически в неизменном виде – со всей обстановкой и мастерской, в которой помимо законченных произведений есть все материалы, инструменты, специальные станки для скульптуры, этюды, эскизы, наброски, которые позволяют увидеть воочию почти все стадии работы скульптора от замысла до воплощения в законченное произведение. Петина была не против. Но ее инициатива и инициатива музея не нашла поддержки. Несмотря на то, что за несколько лет Надежда Гавриловна раздала практически все свои работы. Часть – в музей ИЗО, часть – в музей истории города, а что-то отправилось в школы, библиотеки и учреждения города. Как рассказала краевед Надежда Кутафина, она часто общается с Надеждой Гавриловной, Петина просила обменять дом на двухкомнатную квартиру. Но ей ответили отказом. Мол, нет средств. На фоне громких коррупционных скандалов в городе и области, когда люди видели, как в карманах властных людей ворочаются десятки миллионов, объявлять о том, что «нет средств» просто издевательство. Скульптор очень расстроилась. Дело в том, что обращалась она не только в город, но и в министерство культуры области, к нашим широко известным меценатам, к главному художнику города. И везде получила либо отписки, либо все тот же ответ, что «денег нет». Речь сегодня идет о весьма доступной цифре, необременительной ни для городского, ни тем более для областного бюджета. Хотя рыночная стоимость дома на Комсомольской – 15 миллионов рублей.? Оренбург вполне может потерять этот по-сути своей мемориальный дом. На нем уже висит объявление о продаже (и вот тут не стоит упрекать пожилого человека, заботящегося о своей семье, мол, почему она не отдает все бесплатно?!) Это нетактичный вопрос. И понятно, что каждый из нас поступил так же, имея на иждивении внука без матери и отца. Да и вообще, заслуги Петиных перед Оренбургом сложно оценить. Они, лично я считаю, стоят очень дорого, они бесценный культурный маркер? для всей нашей области, для всей истории региона. —Что говорить? Городу будто не нужен музей, — вздыхает Надежда Петина. – Куда я только не обращалась. Меня не услышали. Накануне Нового года Надежде Гавриловне пришло поздравление от губернатора. Петина решила ответить губернатору письмом, где изложила опять свою просьбу о музее-мастерской. Пока молчок. Вопрос о приобретении городом мастерской поставлен и перед новым главой Оренбурга Дмитрием Кулагиным. Он приказал своим замам и департаментам по градостроительству и имуществу пристально рассмотреть просьбу, срочно взять под контроль и возможное исполнение. Будет ли прок? Мастерская может «уйти с молотка», а новых владельцев домика в центре города вряд ли будет интересовать его историческое наполнение. Вера Арнгольд Опубликовано в газете "Оренбургская правда" от 30 января 2019 г. В Оренбурге может появиться дом-музей, посвященный скульпторам Петиным
|