1 января 2019 года вступят в силу изменения в Федеральный закон от 26.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Федеральным законом от 31.12.2017 № 503ФЗзаконодатель ввел новые полномочия органов местного самоуправления:
Эти полномочия указаны в новой редакции статьи 8 Закона № 89-ФЗ. Органы местного самоуправления муниципальных районов реализуют новые полномочия на территориях сельских поселений, а также на межселенной территории.
1 января 2019 года также начнут действовать Правила обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра таких мест. Правительство утвердило этот документ постановлением от 31.08.2018 № 1039. Оно определило:
Как в Башкирии организуют работу по раздельному сбору ТКО
В Башкирии задачу раздельного сбора мусора реализуют четыре региональных оператора. За каждым закреплена определенная зона. Региональные операторы организуют работу по сбору, сортировке и утилизации мусора и привлекают операторов в муниципалитетах. Муниципалитеты и управляющие организации устанавливают на площадках контейнеры для стекла, пластика, пищевых отходов и бумаги. Оператор первой зоны, куда входит Уфа, вводит важные новшества: колл-центр и видеонаблюдение. На контейнерных площадках для раздельного сбора мусора устанавливают видеокамеры. Эта мера уже принесла результаты: недавно удалось раскрыть кражу контейнеров для пластиковых бутылок. Камеры позволят выяснить, кто выбрасывает мусор не в тот контейнер, переработать больше отходов и, следовательно, минимизировать их объем на полигоне.
Схема создания контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для ее размещения. Если собственник земельного участка — муниципалитет, то орган местного самоуправления принимает решение о создании места накопления отходов и сам оборудует на этом месте контейнерную площадку. Сделайте это по муниципальным правилам благоустройства территории. Кроме того, соблюдайте требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Мусор можно накапливать путем его раздельного складирования по видам и группам отходов, а также по группам однородных отходов (п. 2 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ). Для организации раздельного сбора мусора понадобятся несколько контейнеров: для пластика, стекла, бумаги и пищевых отходов. Все они должны быть подписаны.
Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ или ЖСК должны обратиться в орган местного самоуправления с письменной заявкой на согласование места, где они создадут место для сбора ТКО. Форму заявки разработайте самостоятельно или возьмите из образца 1.
Орган местного самоуправления должен рассмотреть обращение в течение 10 дней со дня, когда оно поступило. Для оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган Роспотребнадзора. Этот орган должен за пять календарных дней подготовить заключение и направить его в орган местного самоуправления. На основании заключения орган местного самоуправления выносит решение — согласовать заявку или отказать заявителю по одной из двух причин.
1. Поданная заявка не соответствует утвержденной муниципалитетом форме.
2. Указанное в заявке место нарушает правила благоустройства территории или нормы законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
О принятом решении муниципалитет сообщает заявителю. В случае отрицательного решения орган местного самоуправления направляет лицу, подавшему заявку, ответ, в котором указывает причину отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно обратиться в орган местного самоуправления за согласованием.
Сведения обо всех контейнерных площадках фиксируйте в едином реестре мест (площадок) накопления ТКО. Это касается и площадок, созданных самостоятельно, и тех, которые вы согласовали. Реестр должен содержать четыре раздела:
Это закреплено в пункте 5 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ.
Реестр ведите на бумажном носителе и в электронном виде. Электронный реестр разместите на официальной странице муниципалитета в интернете. Если у вас ее нет, реестр должен разместить на своем сайте региональный орган исполнительной власти, который курирует сферу ЖКХ.
Сведения о месте накопления ТКО, которое орган местного самоуправления создал сам, включите в реестр в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о создании этой площадки.
Если место накопления ТКО создал заявитель, он обязан обратиться в орган местного самоуправления с заявкой на включение сведений об этом месте в реестр. Срок — три рабочих дня со дня, когда это место начали использовать. Форму заявки орган местного самоуправления разрабатывает самостоятельно. Рекомендуем использовать наш образец 2.
Рассмотреть заявку нужно в течение 10 рабочих дней со дня, когда она поступила. За это время орган местного самоуправления должен принять решение — включить сведения в реестр или отказать заявителю. Возможных причин отказа три.
1. Заявка на включение сведений о месте накопления ТКО в реестр не соответствует установленной форме.
2. В заявке есть недостоверная информация.
3. Орган местного самоуправления не согласовал создание данного места накопления ТКО.
После того как муниципалитет принял решение, он должен уведомить о нем заявителя в течение трех рабочих дней. Если вы приняли решение внести сведения в реестр, сделайте это в течение ближайших пяти рабочих дней (п. 5 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ). Какую информацию вносить в каждый раздел реестра, посмотрите в таблице.
Раздел реестра |
Какие сведения и документы внести |
---|---|
Данные о нахождении мест накопления ТКО |
1. Об адресе и (или) географических координатах мест накопления ТКО. |
Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов |
1. Об используемом покрытии. |
Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов |
1. Для юридических лиц – полное наименование и номер записи в ЕГРЮЛ, фактический адрес. |
Данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО |
Об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются отходы, складируемые в местах накопления ТКО |
* Схема размещения мест накопления ТКО отражает данные о нахождении мест накопления ТКО на карте муниципального образования масштаба 1:2000 (абз. 2 п. 16 постановления № 1039).
** Информацию о планируемых к размещению контейнерах орган местного самоуправления определяет с учетом предложений регионального оператора (абз. 3 п. 17 постановления № 1039).
В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места накопления ТКО разместите их на официальном сайте органа местного самоуправления. Если у вас нет сайта, то сведения разместит на своем сайте региональный орган исполнительной власти.
Если вы решили отказать заявителю, укажите основание для отказа. После того как заявитель устранит нарушения, он вправе повторно обратиться в орган местного самоуправления. Крайний срок — 30 дней со дня, когда заявитель получил решение об отказе.
Заявитель обязан сообщать в орган местной власти о любых изменениях, которые нужно отразить в реестре. Срок — пять рабочих дней со дня, когда возникли эти изменения (п. 29 постановления № 1039).
Сведения в реестре должны быть доступны для бесплатного просмотра любому человеку. Граждане вправе ознакомиться с реестром всех контейнерных площадок своего города и определить ближайшую к ним площадку или обратиться в орган местного самоуправления с просьбой о создании более удобного места сбора ТКО.
Как организован раздельный сбор мусора в Японии
В городах Японии стоят мусорки-сортеры. Отверстия в них сделаны таким образом, что в каждый сортер можно выбросить только определенный мусор. Если сортер предназначен для тетрапаков, то пластиковую бутылку туда просто не втиснуть. А чтобы легче было понять, в какой контейнер какой мусор бросить, на всех товарах, которые покупатель приобретает в магазинах, есть маркировка-подсказка. Например, на баночке с йогуртом указано, что крышку нужно выбросить в пластиковый мусор, а стаканчик — в сгораемые отходы.
В стране есть единые стандарты, но каждый муниципалитет вырабатывает свои требования к сбору, сортировке и переработке ТКО с учетом своих особенностей. Согласно единым требованиям весь мусор разделен на четыре категории: сгораемый, несгораемый, перерабатываемый на вторичное сырье и крупногабаритный. Японцы упаковывают отходы в прозрачный или полупрозрачный пакет, чтобы мусор был хорошо виден. Его нужно выбросить до 8:30, день вывоза мусора у каждого муниципалитета и в каждом районе города свой. Например, в четверг вывозят только сгораемый мусор, в пятницу — несгораемый.
На крупногабаритный мусор прикрепляют специальные наклейки. Его вывезут по специальному заказу за плату. Бытовую технику утилизируют отдельно. Заплатить за это нужно магазину, в котором покупали технику, либо компании-производителю.
Материалы для скачивания: