Крупская Н.К.: просветитель, созидатель, организатор библиотечного дела

Крупская Н.К.: просветитель, созидатель, организатор библиотечного дела

22 апреля в конференц-зале Оренбургской областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской представители научно-педагогического сообщества, органов власти, общественных организаций, ветераны и молодёжи Оренбургской области провели круглый стол по теме: «Крупская Н.К.: просветитель, созидатель, организатор библиотечного дела». Инициаторы проведения – депутаты фракции КПРФ областного парламента.

В рамках круглого стола с обзором отдельных вопросов по обсуждаемой теме выступили: Камскова Т.А., заведующая редакционно-издательским отделом ГБУК «ООУНБ им. Н.К. Крупской», Кучкин Б.К., кандидат философских наук, Романенко С.Н. и Новиков В.Г., депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области, Малкин А.В., педагог дополнительного образования, поэт, Гавриленко И.А., заслуженный работник культуры РФ, журналист, а также представители общественных организаций и учащейся молодежи.

Надежда Константиновна Крупская активная участница революционного движения, государственный и партийный деятель, жена и ближайший помощник В.И. Ленина, оставила богатое теоретическое наследие, подтвержденное практической деятельность, зачастую при её личном участии.

Ещё гимназисткой Надежда, прочтя обращение Льва Толстого к молодёжи помочь с редактированием книг для детей, сразу ответила классику согласием и, в совершенстве зная французский язык, успешно исправила ошибки перевода романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо».

В 1894 году встретилась с В. И. Лениным и сала участвовать в работе организованного Лениным «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса».

После победы Советской власти она стала членом коллегии Народного комиссариата просвещения РСФСР, вместе с А. В. Луначарским и М. Н. Покровским подготавливала первые декреты по народному образованию, была одним из организаторов политико-просветительской работы. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации.

Крупская основала два издательства «Детская литература» и «Малыш». Ее взгляды на детскую литературу основывались на том, что главное — развитие ребенка. Она считала книгу бессмысленной, если в ней нет развивающего элемента.

Её заслуги в образовании бесспорны — от бесплатного питания в школах до пионерлагерей.

Участники дискуссии в своей резолюции обратили внимание работников двух региональных министерств - образования и культуры, на потребность в продолжении обсуждения вопросов обучения и воспитания порастающего поколения, опираясь на традиции российского и советского периодов развития системы образования и сети учреждений культуры. Некоторые рекомендации уже можно применить в текущем года, которые предлагается обсудить на семинаре или съезде работников библиотечного дела.  

Свои пожелания они высказали счётной палате Оренбургской области и обратились к средствам массовой информации.

150-01  

В завершении группа активистов данного мероприятия сфотографировалась на память.

Т. Цулая, помощник депутата Законодательного Собрания области.

По инициативе депутатов фракции КПРФ прошел круглый стол «Н.К.Крупская: просветитель, созидатель, организатор библиотечного дела»

Архивисты ОГАСПИ приняли участие в заседании «круглого стола», посвященного 150-летию со дня рождения Н.К. Крупской

В канун 150-летия Н.К. Крупской КПРФ в Госдуме провела круглый стол «Н.К. Крупская – революционер, государственник, педагог»

РЕЗОЛЮЦИЯ
круглого стола на тему:

«Крупская Н.К.: просветитель, созидатель, организатор библиотечного дела»

г. Оренбург                                                                                     22 апреля 2019 года

Место проведения: Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской (г. Оренбург, ул. Советская, 20)

Участники: представители научно-педагогического сообщества, органов законодательной, представительной и исполнительной власти, общественных организаций, ветераны и молодёжи Оренбургской области.

Ведущий: Романенко Сергей Николаевич, депутат Законодательного Собрания Оренбургской области.

В рамках круглого стола с обзором отдельных вопросов по обсуждаемой теме выступили: Камскова Т.А., заведующая редакционно-издательским отделом ГБУК «ООУНБ им. Н.К. Крупской», Кучкин Б.К., кандидат философских наук, Новиков В.Г., депутат Законодательного Собрания Оренбургской области, Малкин А.В., педагог дополнительного образования, поэт, Гавриленко И.А., заслуженный работник культуры РФ, журналист, а также представители общественных организаций и учащейся молодежи.

Участники круглого стола отмечают, что Надежда Константиновна Крупская является участницей революционного движения, советским государственным и партийным деятелем, женой и ближайшим помощником В.И. Ленина, видным деятелем народного просвещения и одним из создателей советской системы народного образования. Она оставила богатое теоретическое наследие, подтвержденное практической деятельность, зачастую при её личном участии.

В ходе дискуссии участники круглого стола не только обсудили биографические данные Н.К. Крупской и её активное участие в составе группы видных государственных деятелей, создателей советской системы народного образования, но и отметили её вклад в развитие системы просвещения в качестве председателя научно-методической секции Государственного ученого совета Наркомпроса. А её заслуги в образовании бесспорны — от бесплатного питания в школах до пионерлагерей.

Она занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации.

Длительное время она руководила библиотечным управлением, добилась всесоюзного размаха отрасли. Этому способствовали постановления ЦК партии: о деревенских библиотеках и об изданиях популярной литературы для них (1925 г.); об улучшении библиотечной работы (1929 г.); постановление ЦИК СССР о библиотечном деле СССР (1934 г.). Она инициировала всесоюзную перепись библиотек в 1934 году, библиотечные и библиографические съезды.

Участники круглого стола по итогам обсуждения констатируют:

1. Государственные библиотеки Оренбургской области как особо ценные объекты культурного наследия охраняются Законодательством Российской Федерации. Нужны программы их поддержки и модернизации, разработка инновационных путей развития при бережном сохранении культурных и научных традиций.

2. Негативно сказывается на состоянии библиотечной сферы административно-командный стиль руководства, практикуемый в последнее время отдельными региональными и муниципальными органами власти. Наблюдается нежелание вести диалог с библиотечным сообществом региона.

Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области не реагирует должным образом на очевидные негативные тенденции, приводящие к утрате библиотечных фондов, сокращению числа библиотек и сотрудников в действующих библиотеках, порой допуская оплату труда специалистов, особенно в сельской местности, из расчета неполной ставки по штатному расписанию. 

3. До настоящего времени в «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года», разработанной на федеральном уровне, а также в соответствующих региональных программах не нашли отражения важнейшие положения утвержденные Указом Президента Российской Федерации «Основ государственной культурной политики». В данном Указе говорится о необходимости «принятия мер по возрождению интереса к чтению», «расширению доступности для граждан произведений классической и современной отечественной и мировой литературы, детской литературы, произведений, созданных на языках народов России». Президентом страны ставится задача «сохранения библиотек как общественного института распространения книги и приобщения к чтению, принятия мер по модернизации их деятельности».

Некоторые специалисты ощущают острую потребность в утвержденной государством Концепции развития библиотечного дела на ближайшую перспективу.

4. Без коллективного обсуждения ситуации в библиотечной сфере создаются предпосылки преобразования библиотек в культурно-досуговые организации, в которых может произойти подмена предназначения библиотечной сети. А попытка массового применения новых социальных нормативов по обеспеченности населения организациями культуры может привести к очередной волне «оптимизации» и «законной» ликвидации муниципальных библиотек. Тем самым с утратой объектов культуры, особенно на селе, может быть утрачена просветительская деятельность по поддержке чтения и развитию книжной культуры.

5. Продолжается практика остаточного принципа в финансировании объектов культуры, которая в Оренбургской области привела к признанию аварийными более 30 домов культуры, в которых зачастую размещаются библиотеки.

6. Зачастую библиотечная сеть региона вследствие недостаточного финансирования комплектования фондов библиотек не могут удовлетворить читательский спрос. Особенно это характерно для сельских библиотек и библиотек, находящихся в территориальной близости к образовательным учреждениями или их филиалам. Наибольшим спросом пользуется детская литература (крупный шрифт и цветные иллюстрации), а также техническая литература, например, из раздела «сельскохозяйственная техника». Наличие точек доступа к электронной библиотеке не может заменить обращение граждан к традиционным печатным документам (книги, журналы, газеты, ноты, карты и т.д.) в существующих библиотеках.

Ввиду отсутствия в школьных программах произведений писателей Н. Островского («Как закалялась сталь»), Д. Фурманова («Чапаев»), А. Фадеева («Молодая гвардия»), поэтов А. Твардовского и К. Симонова, писателей, уроженцев Оренбуржья Ю. Бондарева («Горячий снег», «Батальоны просят огня») и В. Карпова («Генералиссимус», «Маршальский жезл») добиваться комплектования библиотечных фондов подобными военно-патриотическими зданиями.

7. Порой утрачивается важная функция библиотеки, как научно-исследовательского учреждения по библиотековедению, библиографоведению и книговедению, методического, научно-информационного и культурного центра. И как следствие в региональных вузах и колледжах культуры сокращается приём абитуриентов на специальность «библиотечно-информационная деятельность» (Код ОКСО 071202 и 052700).

8. В качестве успешного примера деятельности детских и юношеских организаций, дающую практическую пользу молодёжи, были названы:

- школа юных летчиков в г. Актобе (Республика Казахстан), созданной в сентябре 1969 года, которой в 1972 году было присвоено имя космонавта В.И. Пацаева. С тех пор воспитание в школе юных летчиков прошли 1400 школьников. Среди них космонавт, Герой России Юрий Лончаков, летчик-испытатель, Герой России Вячеслав Крицкий и другие;

- «Орский Клуб юных геологов – экологов», созданный в 1976 году при МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска». Два года подряд двое юных геологов г. Орска участвовали в составе сборной команды России на международной олимпиаде «Науки о Земле», где стали призерами в личном зачете. 38 выпускников Клуба закончили учёбу в ВУЗах на геологических специальностях. Сейчас профессию геолога приобретают ещё 14 выпускников, 2 продолжают обучение в аспирантуре и 5 защитили кандидатские диссертации;

- Орская школа № 50 им. В.П. Поляничко, в которой после прекращения деятельность пионерской и комсомольской организаций в 1995 году по инициативе учителя С.Н. Кухлевской на базе одного класса создается пионерский отряд, затем ему в 1996 году присваивается имя почетного гражданина города Орска Виктора Петровича Поляничко. Позже это имя присваивается пионерской дружине (1997) и школе (2000).

По итогам обсуждения участники круглого стола вносят следующие предложения:

Министерству образования Оренбургской области:

- в рамках мероприятий в связи со 150-летием со дня рождения Н.К. Крупской организовать проведение круглых столов и семинаров среди студентов и учащихся учебных заведений области с целью изучения научно-практического наследия доктора педагогических наук, почётного член АН СССР Надежды Константиновны Крупской;

- включить в список рекомендуемой литературы при подготовки студентов в учебных заведениях педагогического профиля публикации Н.К. Крупской и статей «К вопросу о свободной школе» (1909 г.), «Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу»?», «Позитивный метод в преподавании» (1910 г.), «К вопросу о школьных судах», «Совместное обучение», «Социальное будущее», «Советы матерям», «Два типа организации школьного дела», «О школьном самоуправлении» (1911 г.), а также постановления государственных органов по вопросам библиотечного дела в стране;

- совместно с Министерством культуры Оренбургской области и общественных организаций подготовить и провести семинар по вопросам библиотечного и библиографического дела;

- предложить меры развития информационного пространства для общественных организаций и органов исполнительной власти в сфере просветительской деятельности.

Министерству культуры и внешних связей Оренбургской области:

- разработать и представить Правительству Оренбургской области предложения по проверке оснащенности библиотек фондами и оборудованием, состояния зданий и сооружений, переданных библиотечной сети области, а также по проведению текущего и капитального ремонта зданий;

- совместно с Министерством образования Оренбургской области провести областной семинар по вопросам организации деятельности библиотек в современном социально-культурном пространстве, использования информационных технологий и применения новых форм для организации походов в библиотеку читателей различной возрастной категорий;

- развивать практику организации семинаров (круглых столов, лекций и т.д.) по вопросам организации и проведению мероприятий просветительской деятельности по поддержке чтения и развитию книжной культуры;

- в качестве дополнения к школьной программе осуществить комплектование библиотечных фондов произведениями военно-патриотической направленности. Например, произведениями писателей Н. Островского («Как закалялась сталь»), Д. Фурманова («Чапаев»), А. Фадеева («Молодая гвардия»), поэтов А. Твардовского и К. Симонова, писателей, уроженцев Оренбуржья Ю. Бондарева («Горячий снег», «Батальоны просят огня») и В. Карпова («Генералиссимус», «Маршальский жезл»);

- инициировать проведение мониторинга и анализа процесса перепрофилирования общедоступных библиотек в культурно-досуговые центры. Обратить внимание на необходимость соблюдения баланса в развитии библиотек между информационной, образовательной, мемориальной и культурно-досуговой функциями;

- разработать концепцию общественно-государственного партнерства в целях оптимизации организационно-правовых форм взаимодействия Министерства культуры с профессиональными общественными объединениями и иными негосударственными организациями, установления их статуса, функций и полномочий;

- провести анализ кадровой ситуации в библиотеках региона и на его основе сформировать заказ на подготовку и повышение квалификации специалистов библиотечного дела в учебных заведениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.

Средствам массовой информации:

- оказывать содействие учреждениям культуры в вопросах формирования позитивного имиджа библиотек, особенно в сельской местности, как основополагающего объекта культуры;

- изучить возможность организации на базе библиотек творческих встреч журналистов с читателями, а также проведения благотворительных акций в целях пополнения библиотечного фонда.

Счётной палате Оренбургской области:

- усилить контроль за законностью, результативностью, эффективностью и экономностью использования средств областного бюджета в рамках деятельности Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области в сфере управления библиотечным делом, включая комплекс мероприятий по формированию Национальной электронной библиотеки (НЭБ).

Настоящая резолюция с заседания «круглого стола» единогласно принята собравшимися.

По поручению участников заседания,
депутат Законодательного Собрания
Оренбургской области                                                                      С.Н. Романенко

Теги Оренбург Романенко Крупская КПРФ