В соответствии со ст. 134 Конституции РФ предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ могут вносить Президент, Совет Федерации, Госдума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Как показала жизнь, самый простой путь внесения изменений в Конституцию, когда этого захочет сам Президент. Президент Путин В.В. проявил такую инициативу, обосновав это необходимостью укрепления защиты социальных прав граждан, дополнительного распределения полномочий между государственными органами власти и укрепления суверенитета государства.
Возможно, Президент Путин В.В. прав. Однако поправки имеют право на жизнь когда государство достигло такого уровня социального, экономического, политического развития, когда такие поправки прошли апробацию через принятие федеральных законов и назрела необходимость их закрепления.
Но этого мы не видим. Наоборот, социальные права граждан сжимаются, и прежде всего, в системе образования, в доступности здравоохранения, урезаются политические права, что продемонстрировали последние выборы в государственные и муниципальные органы власти, а также протестные волнения по стране 2019 года.
Видимо, именно не способность федеральных органов власти решить эти вопросы, укрепить и стабильно развивать экономику страны подтолкнули Президента Путина В.В. выйти с инициативами изменений в Конституцию, показав себя «защитником» народных интересов, отделив себя и от действующей власти, и от правящей политической партии, и от провалов в экономической и социальной политики страны.
В тоже время Путин и его окружение понимают, что к работе по поправкам в Конституцию нельзя допускать широкие массы народа, политические партии, которые однозначно потребуют кардинальной переработки статей Конституции или разработки новой Конституции исходя из наработанного исторического опыта первых советских Конституций. И обратятся к широкому спектру прав и свобод, закрепленных в тексте основного закона в 1936 и 1977 годах.
Вероятно, именно поэтому в нарушение статей 135, 136 действующей Конституции РФ, определяющими порядок рассмотрения поправок в Конституцию, была создана, так называемая, рабочая группа по рассмотрению внесенных Президентом и другими субъектами поправки в Конституцию. Но последнее слово осталось за Президентом.
Президенту Путину В.В. показалось мало просто популистских поправок в Конституцию, и решил побудоражить народ, так называемым общероссийским голосованием, хотя в соответствии со статьей 136 Конституции, такие поправки вступают в силу просто после их одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов Российской Федерации.
Но, даже приняв решение о «общероссийском голосовании» Путин В.В. и послушное большинство в Госдуме в нарушение статьи № 135 Конституции, где установлено, что «При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей», пунктом 5 статьи 3 законопроекта «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», предлагают «Изменения в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 настоящего закона, считать одобренными, если за них проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании». То есть мнения большинства избирателей уже не требуется.
Теперь по сути самих поправок.
В часть 1 статьи 67 внесено дополнение «На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом». Спрашивается: «Что за федеральные территории, на которых публичная власть устанавливается федеральным законом?» Пояснений нет.
Вводится новая статья 67!, в которой в пункте 2 предлагается записать: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».
Во-первых, в преамбуле действующей Конституции уже записано:
- - «сохраняя исторически сложившееся государственное единство»,
- «исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов»,
- «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость….».
Во-вторых. В России 18 концессий, представители которых верят в Бога, Аллаха, Буду и т.д., не говоря о значительной части населения, верящих в идеалы добра и справедливости, а не религиозных догм.
Понятие «светское государство» позволяет уравнивать верующих всех концессий и неверующих, не создавать напряженность в культурных и образовательных системах. Данная поправка будет иметь далеко идущие последствия.
Многие поправки в Конституцию носят формально наносной характер. Например, в статье 70 записано «Местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом». Разве обязательно прописывать то, что испокон веков делается.
В статье 71: В ведении Российской Федерации: пункте «е» где было записано: «установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации»; теперь добавлено: «установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования». Господа, очнитесь. В СССР была создана единая не только правовая, но и сама система, дающая не только право, но и возможность пользоваться развитой системой здравоохранения, воспитания и образования. Сегодня же, даже прописав в Конституции «установление единых правовых основ» сложно говорить, прежде всего, о возможностях пользования ими для многих граждан страны. Это просто издевка.
Это же можно повторить и в отношении пункта «ж» статьи 72: Совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации…: «координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранения и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью». Данные поправки можно объяснить только тем, что власти довели до такого критического состояния эти вопросы, что вынуждены для отмазки глаз и отсрочки гневных реакций прописать их в Конституции, чтобы на время убаюкать граждан.
Буржуазные демократия и свободы нравов сегодня привели к тому незыблемые древние народные устои, что ныне вынуждены в Конституцию записывать такие понятия, как «защита института брака как союза мужчины и женщины».
В тоже время насколько популистски звучит конституционное требование «создание условий для достойного воспитания детей в семье…», потому что, не смотря, что «Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения….., а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год…», при утвержденном размере потребительской корзины, минимальном размере оплаты труда и минимальном прожиточном уровне и пенсий, это просто невозможно. Однако унизительная нищенская жизнь большинства граждан страны теперь закрепляется в Конституции, за что призывают голосовать людей.
Можно согласиться с добавлениями в статью 75!, что «В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируется защита достоинства граждан и уважение человека труда….». Вместе с тем, нет продолжения этой статьи, где бы предусматривалась ответственность Президента и Правительства за срыв создания этих условий в течение каждых, хотя бы, пяти лет, а не постоянных обещаний на многие десятилетия вперед.
Очень громко звучат конституционные требования, что «….запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации…» высшим должностным лицам страны и субъекта Российской Федерации. Время покажет насколько крепок данный мыльный пузырь, ибо эти требования не соответствуют буржуазной морали и ее законам свободной экономической деятельности.
Хорошо звучит дополнение в статью 79 … «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащих Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации». Но появляется вопрос: «Каким образом могут появляться международные договоры противоречащие Конституции РФ?» Если это умышленное вредительство интересам России, кто и как несет за это ответственность? В том числе и Президент, подписывающий эти договоры? Не очередной ли это популизм?
Много пафоса звучит с поправками направленными на распределение государственных полномочий. Но это для тех, кто не разбирается в деталях. А по сути, какая разница в том, что раньше Госдума «согласовывала … по представлению Президента РФ…» а теперь будет «….утверждать ….. по представлению Президента РФ ….» кандидатуру Председателя Правительства РФ?
В любом случае только Президент «представляет» и только Президент «освобождает» Председателя Правительства, при незыблемом праве Президента «распускать Госдуму», если она оказывает сопротивление его желаниям.
К тому же, Президент еще и «утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти…. назначает на должность заместителей Председателя Правительства… и федеральных министров…. Помимо этого, только Президенту подчиняются силовые органы власти, руководителей которых он сам назначает и освобождает. Что значит оговорка «после консультаций с Советом Федерации»? Вероятно, мало чего. Более того, именно Президент «осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ».
Помимо того, если в прежней редакции Конституции РФ Совет Федерации назначал на должность Генерального прокурора РФ, Председателя Счетной Палаты, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, то теперь только Президент представляет Совету Федерации эти кандидатуры для назначения их Председателей, и самостоятельно «назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов». В нынешней редакции Конституции теперь только Президент «после консультаций с Советом Федерации» назначает и освобождает от должности Генерального Прокурора, заместителей Генерального Прокурора, прокуроров субъектов Российской Федерации.
Подминает под себя Президент и право «представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; предоставлять Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты».
Это больше смахивает на единоличное право самодержца. В хваленных западных демократиях распределение властных полномочий предусматривает, все-таки, хоть какое-то демократическое право политических партий, выигравших на выборах, формировать Правительство и другие органы исполнительной власти. Именно это создает определенную конкуренцию и необходимость правительств решать хоть как-то стоящие в стране задачи в интересах своих граждан..
Поэтому граждане России окончательно должны осознать, что за экономические провалы, за сокращение социальных прав граждан, за снижение уровня жизни и бесконечный рост цен и тарифов, удавкой держащих большинство людей, ответственен один человек – Президент России. И конечно, Мы, граждане – избиратели, которые избирают этого Президента.
Огромную конституционную ответственность взвалил на себя Президент. Видимо, поэтому понадобилось и конституционно гарантировать его «неприкосновенность» и пожизненное сенаторство после прекращения им исполнение президентских полномочий. Заранее страшно за содеянное!
Узаконивается теперь и простонародное прозвище членов Совета Федерации – «сенаторы». Видимо в этом нынешние власти видят преемственность российских традиций. И здесь Президент не обошел своей доли права. До 30 сенаторов теперь имеет право назначать Президент, семь из которых пожизненно. Не иначе, чтобы руководители политических партий и фракций были посговорчивей. Может, что и перепадет.
Растет и рать высшего чиновничества. Так Совет Федерации увеличивается как минимум на 30 сенаторов, а к ним еще и обслуживающий аппарат. Создается в новой форме и Государственный Совет, что также приведет к росту чиновников. Так что, налогоплательщик, держись.
Существенным поправкам подвергается глава 8 «Местное самоуправление» и прежде всего статьи131, 132 и 133. При декларировании демократизации общества, все больше осуществляется централизация власти, предусматривающая участие органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождения от должности должностных лиц местного самоуправления…
Как видим, новая редакция Конституции России нацелена только на закрепление единоличной власти Президента. И если учесть предупреждения политологов, что при заявлениях Путина В.В. о нежелании больше выдвигаться на очередных выборах Президента, но идя навстречу пожеланиям «народных масс», он вполне теперь может это сделать, так теперь период президентства в два срока как бы обнуляется. Виват, король! Ну, а граждане России?
Новиков В.Г., депутат фракции КПРФ Законодательного Собрания Оренбургской области
Новиков В.Г., депутат фракции КПРФ
Законодательного Собрания Оренбургской области