Юрист, Хухлаев Александр Алексеевич
Во многих регионах страны зима уже наступила не в календарном, а в климатическом смысле этого слова. А как известно, зима – это новые коммунальные проблемы. Снег, в том числе, – один из источников этих проблем.
Возле любого многоквартирного дома имеется придомовая территория, на которой размещаются различные объекты инфраструктуры. Там находятся стоянки, гаражи, детские и спортивные площадки.
Кто ответственный за уборку придомовых территорий?
Зимой необходимо убирать дворовую территорию от снежных масс, и граждане должны знать, кто должен производить эту уборку.
1) Заниматься уборкой снега во дворах должны управляющие компании, с которыми у жильцов дома заключен договор.
В договоре управления прописывается порядок и срок проведения подобных работ. К уборке могут привлекаться различные снегоуборочные средства и техника.
Обязанность по уборке возлагается на конкретные управляющие компании, с учетом требований Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
В обязанность компаний входит очистка не только дворов, но и:
- тротуаров;
- площадок;
- дворовых проездов;
- садов;
- дорог.
Весь список услуг, оказываемых организациями по обслуживанию жилфонда, содержится в соответствующем договоре управления домом. Любой жилец дома вправе требовать от обслуживающей организации копию договора на обслуживание.
При плохом исполнении обязанностей жильцы могут потребовать от компании перерасчета коммунальных платежей за то время, когда уборка не проводилась. Все это оформляется путем составления акта.
2) Также обязанность по очистке домовой территории от снега лежит на товариществах собственников жилья, жилищных кооперативах.
Если жильцы дома не заключили договор на управление, то очисткой домовой территории они обязаны заниматься самостоятельно, о чем нам говорит положение п. 16 Правил содержания, принятых Постановлением Правительства от 13.08.06 № 491 (в ред. От 12.10.2018).
16. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:
а) собственниками помещений:
- путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией — в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), — в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):
- путем членства собственников помещений в указанных организациях — в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации;
- путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями — в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) застройщиком (лицом, обеспечивающим строительство многоквартирного дома) — в отношении помещений в этом доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию:
- самостоятельно (при осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией);
- путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией — в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- (п. п. «в» введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
г) лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче:
- путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией — в соответствии с частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нормы уборки снега
Существуют также нормы уборки снега. Законом предусмотрены определенные нормативы проведения уборочных работ. В Постановлении № 170 (о котором сказано выше) содержатся требования к периодичности проведения уборочных работ на придомовых территориях.
Эти правила предусматривают следующее:
- при отсутствии снега очистка проводится ежедневно по утрам;
при толщине снега до 20 мм дворники обязаны подмести двор;
- при толщине больше 20 мм происходит сгребание снега к обочинам вместе с удалением наледи;
- каждые 2 часа подметаются дорожки, по которым в течение часа проходит до 100 пешеходов;
- раз в 3 часа подметаются дорожки, по которым в течение часа проходит до 50 человек;
каждый час очищаются дорожки, по которым отмечается интенсивное передвижение пешеходов (100 и больше пешеходов в час);
- непрерывно проводится расчистка дорожек шириной 3 м для пешеходов при сильных снегопадах.
Закон указывает на необходимость полного устранения последствий снегопада на придомовой территории в течение 6 часов после того, как он закончился. Этим же постановлением на уборку снега, также предусмотрены и сроки.
Постановление № 170 определяет три основных класса тротуаров, на основании которых предусмотрены сроки их очистки от снега. В крупных городах-миллионерах предусмотрено больше классов тротуаров. Для них создана расширенная организация системы очистки тротуаров от снежного покрова.
Предусмотрено 5 этапов очистки дворовых территорий от снега:
- применение скребков с лопатами для очистки асфальта от снега и наледи;
- аккуратная очистка насаждений от снежного покрова;
- очищение детских площадок от снежного покрова скребками;
- посыпание тротуарных дорожек песком, солью или другими реагентами для уменьшения скольжения;
- вывоз снега с территории многоквартирных домов на полигоны с последующей утилизацией.
Условия и правила проведения уборки снега
Для проведения работ по очищению дворов от снежных масс предусмотрены определенные условия и правила. Вся ответственность за качество уборки ложится на дворников.
Периодичность проведения работ зависит от ряда факторов:
- для проведения работ установлены определенные временные рамки (первая уборка начинается после 7 утра, а последняя не позже 11 часов вечера);
- при высоте сугробов на тротуарах до 80 см их вывоз производить необязательно, при высоте более установленного уровня вывоз является обязательным;
- если осадки идут со скоростью 2 см/ч, то утилизация снега производится раз в 2 часа.
Остальные факторы больше касаются работы дворников.
Отдельным моментом является применение специальных реагентов, которыми посыпают тротуары и дороги на улицах. Поскольку подобные вещества агрессивно влияют на обувь и одежду пешеходов, регламентом установлено ограниченное количество реагентов на 1 кв. м.
Куда жаловаться?
Возникает вопрос, что же делать, если уборка проводится не так, как написано в настоящей статье, и куда обратиться в случае нарушений?
Частоту и качество очищения дворов многоквартирных домов от снега контролируют:
- Жилищные инспекторы, закрепленные за муниципалитетом, к которому относится конкретный дом. В их компетенцию входит контроль порядка содержания имущества в многоквартирных домах. Гражданам необходимо обращаться в администрацию того муниципалитета, к которому приписан их дом.
- Если качество уборки остается на низком уровне, а администрация бездействует, то жильцы могут обратиться с претензией в обслуживающую их дом организацию, на которую она должна дать ответ.
В дальнейшем у жильцов имеется возможность обратиться в Роспотребнадзор для проведения проверки а также привлечь органы прокуратуры.
Меры за несоблюдение указанных правил прописаны весьма сурово, особенно для должностных лиц и это как минимум статьи 7.22 и 12.34 КоАП.
Крайней, но безотказной мерой является обращение в суд с соответствующим иском к обслуживающей компании.
Город городом, но что делать, если власти не очищают от снега улицу в поселке? Труженики села и так много сил тратят на хозяйство, часть уходит на расчистку дорожек во дворе и участка до ближайшей дороги. А вот чистота ближайшей дороги полностью возложена на муниципальное образование.
Согласно п. «10» ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос о порядке организации уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период, может быть регламентирован правилами благоустройства территории такого муниципального образования.
Если территория переулка или улицы не подпадает в зону ответственности физических и юридических лиц в силу наличия у них права на здания и сооружения, то она подлежит уборке в рамках выполнения муниципального контракта, заключаемого органом местного самоуправления.
Невнесение территории в муниципальный контракт может расцениваться как последствие бездействия органа власти, что дает жителям поселка основания обратиться в прокуратуру с жалобой.
Должны ли чистить снег в садовом товариществе?
Решение о необходимости очистки дорог от снега и других зимних дорожных мероприятиях должно быть принято общим собранием членов садоводческого кооператива. Это повлечет за собой введение новой статьи расходов для садоводов и появление целевого взноса на эти работы. Если такое решение есть и не исполняется, то ответственность несет правление кооператива.
§ П. 10 ч. 1 ст. 21, п. 10 ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 15.04.1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» – этот документ утрачивает силу с 01.01.2019 г., в связи с изданием Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».