10 октября 1918 года был подписан декрет «О введении новой орфографии», который изменил её к современному виду. Исключены из алфавита буквы Ѣ, Ѳ, I, отменено написание Ъ.
Ресурс «Культура.РФ» напоминает об этой вехе нашей истории и показывает эволюции главного учебника начальной школы.
В 1918 году «Азбука» советского художника Владимира Конашевича стала одним из первых пособий новой орфографии. Это 36 картинок, выполненных акварелью, которые по мнению автора помогут детям по картинке запомнить букву.
В 1919 году для красноармейцев поэт Владимир Маяковский предложил «Советскую азбуку». Маяковский лично раскрасил около пяти тысяч экземпляров азбуки.
В 1919–1920 годах коллектив соавторов во главе с Дорой Элькиной свои первые издания советского букваря для взрослых «Долой неграмотность» создавали на основе политических лозунгов. Самым известным стал лозунг «Мы не рабы, рабы — не мы».
Через несколько лет было создано общество «Долой неграмотность», целью которого была ликвидация массовой безграмотности. По оценкам историков, за 13 лет своего существования общество «Долой неграмотность» обучило около 5 миллионов советских граждан.
В 1925 году букварь «Пионер» обучал школьников не только азам грамотности, но и устройству окружающего их мира и советского быта. Одними из главных образов букваря были Октябрьская революция и Владимир Ленин.
В 1937 году был составлен заслуженным учителем РСФСР Николаем Головиным «Букварь», который массовым тиражом издавался почти 10 лет. Материал в книге располагался от простого к сложному, с яркими и простыми иллюстрациями.
В 1944 году «Букварь» составленный методистом и педагога по русскому языку Александрой Воскресенской является одним из успешных пособий для младшей школы. Изначально по нему обучали в сельских школах, поэтому в нём много картинок из размеренной сельской жизни. Затем он стал основным для начальной школы в СССР, его переиздавали двадцать раз. Воскресенская для обучения детей в семье оставила «азбуку с аистом».
В 1945 году, после самой кровопролитной войны против фашистской Германии был предложен Сергеем Редозубовым «Букварь» с картинками мирного труда и отдыха, а пионеры изображались за внеклассным чтением, играми, спортом и уборкой урожая. Но пособие оказалось трудным для восприятия детьми. Однако саму методику обучения Сергея Редозубова научное сообщество признало успешной, так что именно ему доверили разработку букварей для Грузии, Туркмении, Таджикистана, Белоруссии и Якутии, а также составление букваря для незрячих по системе Брайля.
В 1971 году «Букварь» доктор педагогических наук Всеслав Горецкий составил его не по алфавиту, а по частоте употребления букв. Впервые к букварю прилагались прописи и дидактический материал. Составлен был букварь в игровой форме с множеством простых для запоминания стихов, что сделало его самым популярным на протяжении 30 лет, до разрушения Советского Союза и советской системы образования.
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.