Тысячи молодых людей, комсомольцев трудились на возведении Орско-Халиловского металлургического комбината в 1940-х. Съезжались со всей страны на освоение целинных земель в 1950-х. Но местной молодёжи, чтобы отличиться, не обязательно было ехать куда-то далеко.
Одной из ярких страниц в истории комсомольского движения стало строительство в Оренбурге детской железной дороги.
«Детские дороги не забава, не карусель, а своеобразный техникум… Работа на детской железной дороге должна вызывать у юных железнодорожников желание ещё лучше учиться в школе», - цитировались слова наркома путей сообщения Лазарь Каганович (руководил транспортной отраслью в стране) о роли детских дорог, которых в СССР построили более двадцати. Оренбургская должна была стать одной из наиболее протяжённых и технически оснащённых.
Малая оренбургская магистраль спроектирована как пассажирская ветка, соединяющая городские зоны отдыха вдоль набережной Урала.
Предстояло вручную всего за одно лето построить земляное полотно и проложить путь на 5 километрах по пересечённой местности. Возвести три вокзала, оборудовать пассажирскую платформу, два переезда и построить четыре моста. Оснастить путь новыми по тем временам средствами сигнализации и связи. Открыть пункты технического обслуживания для двух паровозов и трёх вагонов.
Строительство детской дороги началось в День пионерии - 19 мая 1953 года.
За каждым из районов города были закреплены определённые участки, и, соревнуясь друг с другом, молодёжь старалась сделать как можно больше и лучше. Не считаясь со временем, молодые люди после дневной смены на предприятиях отправлялись на общественную стройку.
В строительстве трассы участвовало более 8 тысяч комсомольцев и молодых рабочих Оренбурга.
Особо отмечалась в прессе комсомольско-молодёжная бригада Кировского района, под руководством токаря Центральной ремонтно-механической базы Виктора Сафонова проработавшая на трассе больше месяца. Также больше месяца трудились на подготовке земляного полотна комсомольцы шёлкоткацкого комбината, во главе с секретарём комитета комсомола Рагулиной.
Вручную таскали рельсы и шпалы комсомольцы инструментального завода (секретарь комитета Шаныгин), управления Оренбургской железной дороги (секретарь Логвинова), завода имени Кирова (секретарь тов. Копылов), швейфабрики имени Сталина (секретарь Лёвочкина).
Железнодорожники, а в первую очередь это были комсомольцы паровозного депо (секретарь комитета ВЛКСМ Бродов), бригады мостового мастера 1-й Оренбургской дистанции пути Колесникова, бригады вагонников Оренбургского депо Ванчаева, Бородулина, Мячина, Банина и Редина, скручивали рельсы, вбивали сваи и сколачивали деревянные мосты, устанавливали сигнализацию.
Оренбургская жара не давала им продохнуть. И недаром фамилии скрепериста Макарова, поднимавшего агрегатом кубометры грунта, Новикова (завод имени Красных партизан), рабочих 1-й Оренбургской дистанции Кустова, Горбачёва и других красовались на Доске почёта в штабе строительства – это воспринималось как государственная награда.
Дорога была сооружена в рекордный срок – всего через два месяца пошли первые поезда. Открытие магистрали 26 июля 1953 года.было обставлено весьма торжественно: павильоны вокзалов и подвижной состав украшены плакатами и цветами, играл духовой оркестр.
Лучшим подарком детям назвала эту дорогу газета «Оренбургский железнодорожник», опубликовавшая вот это письмо от оренбуржцев.
«В день открытия Оренбургской детской дороги мы, родители детей, отдыхающих в пионерском лагере «Дубки», имели счастье ехать в поезде детской дороги.
До глубины души взволновало нас это событие. Да и как не волноваться, когда видишь мальчиков и девочек в железнодорожной форме, которые так старательно и серьёзно относятся к своей работе! Смотрим мы на ребятишек – и счастье, гордость за нашу партию и советское правительство переполняет сердца до краёв. Хочется сказать нашим юным дочерям и сынам: «Наша Родина ничего не жалеет для того, чтобы вы росли культурными, здоровыми и сильными. Так будьте, дети, достойны нашей великой страны!»
Родители: Попова, Михайлов, Лебедев – работники ПРЗ, Васильева – домохозяйка».
Голубой вагон бежит
После обучения на детской дороге Камилл Гайфуллин, как и многие его однокашники, окончил железнодорожный техникум. Работал помощником машиниста тепловоза на линии Актюбинск - Оренбург. Служил в железнодорожных войсках. Стал корреспондентом областной газеты «Южный Урал», писателем. Сейчас на пенсии, живёт в Новоорске, депутат поселкового Совета.
– Оренбургская детская дорога в 90-е оказалась под угрозой закрытия. Её пытались отдать в частные руки, переименовав в развлекательный комплекс «Дубравия», – вспоминает он. – Мы, ветераны детской магистрали, стали обращаться во все инстанции, чтобы спасти свою любимую дорогу.
Об этом времени вспоминает и Виктор Бояркин, хранитель музея ОДЖД, тоже бывший юный железнодорожник, впоследствии полвека проработавший на ней инструктором.
– Помогло руководство города, управления Южно-Уральской железной дороги и молодёжных организаций. Тогда областным комитетом по делам молодёжи руководил бывший юный железнодорожник Дмитрий Кулагин. Главой Оренбурга был Геннадий Донковцев. Они заверили, что детская железная дорога будет работать. Так и получилось.
19 мая 1999 года ОДЖД вновь заработала. Сегодня она продолжает помогать определяться с жизненным путём многим оренбургским школьникам.
Прямая речь
Роман БУЗДЫГА, начальник ОДЖД:
– Старую дорогу в 2010 году реконструировали, положив путь на прочное бетонное основание. Построили новые вокзалы в виде паровозов, установили современное оборудование. Пустили два локомотива «Колибри» с современными вагонами. Детская дорога стала достопримечательностью Оренбурга и школой для сотен будущих молодых специалистов.
Цифры и факты
46 000 школьников прошли обучение на курсах юных железнодорожников за 65 лет существования ОДЖД.
3 млн пассажиров перевезено ими по маршруту Комсомольская – Дубки – Комсомольская.
5 витков вокруг Земли по экватору могли бы сделать поезда «Орлёнок» и «Пионерия».
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.